четверг, 1 мая 2014 г.

ВЗГЛЯД НА СОТРУДНИЧЕСТВО КАРИКАТУРИСТА С ЗАКАЗЧИКОМ ИЗНУТРИ, СВЕРХУ И СБОКУ.

                                                                          .

   Раз двадцать уже собирался набросать несколько строчек о том, как именно могут выстраиваться взаимоотношения межу заказчиком карикатур и карикатуристом, о том, как эти взаимоотношения можно попытаться оптимизировать и как попытаться это сделать максимально комфортно. И все руки не доходили, а в какой-то момент понял, что и не дойдут, если себя не заставить. А ситуация часто-часто повторяющаяся и требующая осмысления. И вот, наконец, созрел, на основе конкретного примера. Будет, безусловно субъективно, но на основе конкретики и объективности. Итак.

   Самая лучшая ситуация – это когда у заказчика в голове ясность и он абсолютно точно понимает, по какому именно поводу (1) и к кому (2) он обратился.

   Первое (1) предполагает, что у заказчика есть сформированный запрос в виде ТЗ (техзадания). Например: «Мне нужно проиллюстрировать статью в журнале, текст готов. Абзацы, которые нужно поддержать карикатурами, выделены цветом, формат карикатур желательно (обязательно) квадратный, рисунки нужны черно-белые, но в определенные места нужно врезать цветное лого нашей компании, к следующему четвергу, рисунки лучше без слов (со словами). Текст + логотип компании в хорошем разрешении могу выслать на e-mail через 20 минут).» Это, конечно, почти идеальный случай, но так тоже иногда бывает (ура!) и это жутко экономит всем силы и время.

   Второе (2) предполагает, что заказчик точно понимает, что ему нужен именно карикатурист, и не просто абы какой карикатурист, а конкретно - этот. То есть заказчик в курсе, как именно рисует этот конкретный карикатурист и что именно он рисует. Кроме того, из этого вытекает определенное доверие – например, в плане ценообразования и ценопонимания. Если изначально нет веры в то, что при обращении к профессиональному карикатуристу тот при оценке заказа будет исходить из своего опыта схожей деятельности, наработанного понимания своих трудозатрат и т.д. – проблемы определенного рода неизбежны. Например, может выясниться уже в самом конце переговоров о работе, что начальство выделило заказчику бюджет в размере 3000 рублей на 10-ти страничный комикс, и из этих реалий надо исходить. А совсем не из трудозатрат автора. Что закономерно приводит к полюбовному разрыву так и не начавшихся творческих связей J

   Слегка итожа – если у заказчика есть ТЗ, доверие к автору и полномочия оперативно согласовать и утвердить бюджет заказа – все обычно протекает хорошо, и приводит к нужному ему результату. Плюс послевкусие от сотрудничества остается взаимоприятное.

   Но чаще всего, идеальное сотрудничество вышеописанного рода - редкость. Начиная от безалаберности разного уровня сложности в плане ТЗ и заканчивая финансами. Я конечно, могу ошибаться, но мне иногда кажется, что большинство заказчиков уверены в том, что рисовать карикатуры – безумно простое, легкое и приятное занятие, которое не стоит воспринимать всерьез и соответственно оплачивать J Безусловно, мне моя деятельность в радость. Однако, помимо того, что я, собственно говоря, умею то, что умеет очень мало кто в принципе (профессиональный карикатурист – профессия редкая, подтвержденная, как правило, списком международных премий), нужно понимать, что выполняя заказ, я не только весело (и вкусно) рисую. Выполняя заказ, я (и любой другой карикатурист, вероятно):

  1. Трачу время на согласование ТЗ.
  2. Вступаю в переписку (иногда довольно длительную и подробную) и телефонные переговоры (иногда довольно долгие и поздние) до и в процессе выполнения заказа.
  3. Иногда, объясняю по несколько раз, почему это стоит столько, а не столько, сколько выделило денег заказчику начальство.
  4. Иногда, помогаю составить договор, помогаю с его шаблонами и т.д.
  5. Делаю эскизы.
  6. Переделываю эскизы.
  7. Последний раз переделываю эскизы.
  8. Согласовываю эскизы.
  9. Довольно часто жду, когда начальство заказчика одобрит эскизы (если над ним есть начальство - а оно в большинстве случаев есть).
  10. Подстраиваю свое время под выполнение заказа (и бывает, работаю по ночам, если надо).
  11. Иногда, езжу на переговоры, если заказчику (или его начальству) ну очень нужно.
  12. Отрисовываю оригиналы.
  13. Иногда переделываю и вношу изменения в уже готовые оригиналы (потому что, концепция чуть изменилась или забыли, что логотип компании надо «ввести» в рисунок и т.д. и т.п.)
  14. Как правило, работаю в режиме «нам это все очень срочно-срочно нужно!».

И это еще не все пункты.

Для наглядности, я ниже приведу пример, как именно протекает работа в почти ИДЕЛАЛЬНОМ варианте, чтобы НЕ ИДЕАЛЬНЫЙ можно было дофантазировать.

Итак, исходные данные: заказчик хороший, проверенный, уже сотрудничали, есть взаимное доверие и понимание по основным моментам.

1.       Звонок по телефону от заказчика. Нужны 6 карикатур-иллюстраций к статье по технике безопасности, ко Дню Охраны Труда, срок 10 дней (ок, вполне достаточно). По телефону спрашивают примерную стоимость работы, озвучиваю, исходя из того, что в целом почти все понятно. Все устраивает. Прошу выслать мне материалы на эл. почту.

2.       Материалы приходят. Это не сама статья, а что-то типа тезисов – что с кем произошло. Двигаемся дальше. Утрясаем детали – выясняю размеры, выбор цветности, детали, возможные пожелания по рисункам. Заодно, по ходу выясняется, что нужны рисунки как в черно-белом, так и цветном варианте – всего 12 финальных работ. То есть картинки в двух вариантах. Упс. Образовалась дополнительная работа после того, как цену мы согласовали. (Наблюдается тот самый забавный момент, когда заказчик считает, что «раскрасить» черно-белую графику – дело пустяковое J ) Но в данном случае, не заостряю на этом внимания, т.к. заказчика уважаю за аккуратность в остальных моментах, например за благожелательность и доверительную объективную непридирчивость в финальной стадии сдачи заказа. Пусть будет бонус.    

3.       Придумываю эскизы (обычно 2-3 варианта, идеи похуже – вычеркиваю-выбрасываю (бывает, что заказчик просит все выслать, что пришло в голову, но в данном случае я сам выбираю "зе бест"), получше – оставляю, для предварительной отрисовки.)

4.       Начинаю отрисовывать эскизы (под каждым – те самые пришедшие тексты ТЗ):


«1.Слесарь работал неисправной болгаркой.    В результате разрушения отрезного круга      получил травму.»














«2. Водитель пришел на работу навеселе и нашел себе компанию в лице трех сослуживцев, также нетрезвых. Группа товарищей выехала на вахтовке за территорию предприятия исключительно из любви к искусству — захотелось сфотографироваться на сопке на фоне поселка. Водитель не справился с управлением, и машина перевернулась. Зато на заснеженной сопке получился редкий кадр с перевернутой вахтовкой.»




«3. Слесарь выполнял наряд-задание по установке топливного бака бульдозера. Поднявшись на гусеницу бульдозера (высота 1м 65см) без приставной лестницы (площадки) и стоя на ней, пытался закрутить болт, совершил неосторожное движение, потерял равновесие и упал. Падая, ударился о рядом стоящую бочку с машинным маслом, в результате чего получил ушиб.»







«4.При выходе из кабины автомобиля УРАЛ водитель спрыгнул со ступеньки, в результате чего получил перелом пяточной кости правой ноги.»












«5. Машинист автогрейдера выполнял наряд-
задание по ремонту цилиндра автогрейдера. Во время демонтажа цилиндра произошло проливание машинного масла на раму автогрейдера и полы бокса. Не убрав пролив масла, машинист поднялся на раму для установки цилиндра, поскользнулся, потерял равновесие и упал вместе с цилиндром на пол. В результате получил травму живота и возможно перелом левой малоберцовой кости.»





«6. Механик выполнял работы по монтажу колес компрессора, предназначенного для подачи воздуха в буровую установку. При установке переднего левого колеса на ступицу произошел сдвиг компрессора с домкрата, и механику придавило левую руку между металлическим подкрылком и колесом, в результате чего он получил частичную ампутацию верхней фаланги среднего пальца, переломы и порезы пальцев кисти левой руки.»









5.       Продолжаем переписку (то, се, я кое-что уточняю, «в основном ок», + «пришлите паспортные данные для договора» и т.д. – всего порядка 15-20 писем туда-сюда друг-другу высылаем. Два рисунка (5 и 6) в итоге не вполне устроили, делаю еще 2 эскиза:


6. Домкрат и компрессор теперь стали "действующими лицами".















5. Автогрейдер, наоборот, "уходит" из картинки, т.к. есть рисунок с бульдозером, где схожая по травматике ситуация. Плюс заказчик просит, чтобы в пивная осталась - в итоге появляется вариант с животом.
















6.       Реакция на эскизы хорошая, все теперь устраивает. Приступаю к оригиналам - отрисовываю, сканирую, обрабатываю в фотошопе, добавляю оттенков, вписываю в заданный формат, сохраняю и высылаю:


1.



























2.





















3.


























4.



























5.



























6.























7.       И, соответственно, цвет. Конечно, можно просто изначально сделать цветные работы и потом одним кликом мышки перевести их в серый градиент, но это не тот случай. Поэтому, в цвете все чуть по-другому, нежели в черно-белом варианте, вдумчиво и довольно долго дорабатываю все по второму кругу:


1.


























2.


























3.


























4.
6. Примечание. Внимательный заказчик обнаружил две ошибки в слове "компрессор" (и в тексте и на будке). Исправил уже в готовых файлах. Сам виноват. Вообще, корректура нужна на всех фазах работы, а при сдаче особенно. Момент рабочий, но важный.




















6.























8.      Вот, вроде бы и все. Далее следуют аплодисменты всем участникам процесса и авторский гонорар.


Исходя из собственного опыта, хотел бы добавить, что получать весь авторский гонорар следует ПОСЛЕ сдачи работы только с заказчиками, которые уже себя зарекомендовали в плане сотрудничества позитивно и в том случае, если работа не заведомо велика. При слишком большом объеме или незнакомом заказчике – абсолютно точно нужно начинать с ДОГОВОРА и АВАНСА. И в первую очередь (как это ни странно), от этого выиграет сам заказчик. Переданный автору аванс и адекватный договор удивительным образом уберегают его от потенциально возможных сильных приступов творческого креатива непосредственно по ходу работы (в ущерб принятому уже ТЗ), которые стопроцентно удлиняют процесс сдачи работы, а пользы почти никогда не приносят. Особо, отдельно и актуально в случае первоначального знакомства карикатуриста и заказчика стоит оговорить про ограниченное количество возможных «переделок» в уже готовых работах. Есть смысл предложить еще один (или два) варианта сюжета, если заказчик в сомнениях, но если счет пошел на 3-4-5-6 и более вариантов – либо вы, все-таки, не созданы друг для друга, либо заказчик сказочно богат – потому что после 2-го варианта остальные должны быть оплачены художнику, т.к. это откровенная переработка сверх запланированной. То же касается и значительных технических переделок.    


Некоторые замечания и выводы.

  1. Работа профессионального карикатуриста – это очень непростой труд, во многом уникальный. Внешняя легкость и относительная быстрота исполнения – результат большого реального опыта, креативных мозгов и многолетних тренировок. Объем реальной работы заказчик часто себе представляет довольно отдаленно, а в случае «капризов» или непродуманного ТЗ он может возрости неимоверно. (При случае и такой вариант постараюсь проиллюстрировать).

  1. В вопросе оплаты труда могу сказать только за себя, но знаю, что такой подход присущ подавляющему большинству моих коллег. Гонорар за работу назначается исключительно реальный. Как правило, он в итоге по ощущением всегда гораздо скромнее, чем мог бы быть, так как вместе с заказом художник получает целый букет «побочных эффектов», о которых я писал вначале. А именно – переговоры, переписки, встречи, переделки, согласования, утверждения, внесения изменений, дополнительную работу «по ходу процесса» и т.д. В моей практике был забавный случай, когда знакомый бильд-редактор замыслил не помню уже какой рекламно-графический креатив на первую полосу газеты и обратился ко мне. Я озвучил сумму, которая вызвала примерно такую реакцию: "Это как-то дороговато, мы закажем у студентов-графиков". Через неделю работу все-таки пришлось делать мне, так как все студенты запросили кто в 2, кто в 3 раза дороже, чем я. Ну, это к слову, по вопросам о трудозатратах и общей адекватности.    
  1. Чтобы все шло «как надо» и соответствовало на выходе ожиданиям заказчика, он тоже должен соответствовать. Подготовить хорошее ТЗ, держать четкую обратную связь (большое горе, когда заказчик сам посредник между своим художником и начальством и его при этом не решается лишний раз побеспокоить), четко пройти момент согласования оплаты, видеть примерный конечный результат, ДОВЕРЯТЬ карикатуристу и в идеале – знать его творчество (или попытаться ознакомиться с ним, если работает впервые).

  1. Количество «переделок» и «внесений изменений» должно быть разумно лимитировано, все что наделано свыше лимита – оплачено. Иначе есть шанс впасть в бесконечную историю и закончить сотрудничество взаимным неудовольствием. Виктор Богорад как-то рассказывал, что однажды в очередном договоре, который ему прислали из одной компании, он наткнулся на фразу «количество переделок до полного удовлетворения заказчика», после чего удивленно попросил уточнить менеждера, на каком все-таки именно количестве все-таки запланирован у того оргазм. В итоге количество возможных переделок указали в виде количестве разумных "2 штук". 

  1. И еще очень важно вот что. Если заказчик изначально понимает и может себе объяснить, почему ему нужна именно ироническая графика, а не фотография или дизайнерский креатив – скорее всего, все будет ок. И скорее всего, будут сложности по ходу рабочего процесса, если этого внутреннего понимания нет.


Ну, как-то так. 

Текст этот мой хоть и отражает мое личное мнение, но перед тем, как его публиковать, я попросил некоторых своих коллег его прочитать и дать обратную связь. В итоге, выяснилось, что все вышенаписанное на 95% соответствует и их опыту и ощущениям. Записываю это в плюс данному тексту.  


3 комментария:

  1. Все правильно написано. Приятно почитать, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень приятно было получить отзыв от заказчика - что с такой стороны ему на процесс не приходило в голову взглянуть и было очень любопытно увидеть, как оно все "в зазеркалье" выглядит. Будем надеяться, что ликбез на пользу и авторам и тем, кто хочет их склонить к взаимовыгодному сотрудничеству.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, тысячу раз все верно. Всегда себя ловлю на мысли, когда зачастую не один раз в день выходят на связь заказчики и ты мысленно, уже в ступив в переписку пытаешься понять, кто перед тобой: фантазер или прагамтик, который уже прямо сейчас за ТВОЙ счет решает задачи и направления своего проекта. Сколько раз после "плодотворной" долгой переписки ты понимал, что заказчик уже понял что ему надо. И это было не ты:-) Я стараюсь встречая, (очевидно заинтересованного, но еще не очень понимающего, насколько все это ему надо) заказчика, сразу давать понять, что сотрудничество начинается прямо сейчас, потому что художник раздумывая весь расклад уже работает. Это, либо отсечет несерьезного заказчика сразу, либо серьезного заставит думать серьезней о тебе. Статья отличная. Буду давать ссылку теперь всегда во время обсуждения. Спасибо. С удовольствием еще бы изучил опыт.

    ОтветитьУдалить